как с ней работать и зачем она нужна компаниям и ИП
Маркировка
«Честный знак»:
Маркировка «Честный знак» позволяет отследить и проверить каждую единицу продукции — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.

Маркировать продукцию должны компании и ИП, которые занимаются производством, импортом, оптовой и розничной торговлей товарами из перечня, утвержденного правительством. Например, обуви, шин и бутилированной воды. Этот список постоянно растет.

Самозанятых обязанность по маркировке не касается: они в принципе не вправе продавать товары, которые должны маркироваться, даже если сделали их сами.

ИП на патентной системе налогообложения тоже не могут торговать в розницу некоторыми маркируемыми товарами: лекарствами, обувью, одеждой из натурального меха.
Чек-лист:
как зарегистрироваться в системе «Честный знак»

Как правильно работать с маркировкой

Каждый из участников цепочки продаж — производитель, импортер, оптовик, маркетплейс или розничный продавец — должен зарегистрироваться в системе «Честный знак».

Производители и импортеры. Производитель или импортер добавляет в базу данных свои товары. Указывает полную информацию по каждой единице.
Для каждой товарной категории есть свой алгоритм. Например, для обуви нужно прописать материалы, цвет, модель, товарный знак, код ТН ВЭД. Обязательно приложить сертификаты или декларации соответствия.

Затем нужно создать заказ на получение кодов для нужного количества товаров — это платно, система вышлет счет на оплату, а после нее отправят сами коды. Выглядеть это будет как PDF-файл со сгенерированными кодами маркировки.

Коды нужно распечатать и прикрепить на каждую единицу товара — на упаковку или этикетку. Если товар ввозят из-за границы, это надо сделать до его прибытия на российскую таможню. Есть специальные логистические и таможенные склады, на которых наносятся коды маркировки. Их можно найти на сайте «Честного знака». Там можно указать, для какого вида продукции нужен склад.

Промаркированная партия отгружается покупателю — допустим, оптовой фирме. При отгрузке создается универсальный передаточный документ — УПД, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. УПД передается оптовику, а данные автоматически отправляются оператору системы «Честный знак» — в Центр развития перспективных технологий. Эта организация занимается разработкой и поддержкой всей системы маркировки.
Оптовики. Оптовик получает товар, считывает коды с товаров при приемке, принимает УПД с помощью электронного документооборота и подписывает электронной подписью. В этот момент система маркировки фиксирует, что товар перешел к другому владельцу.
Отправляя продукцию в розничный магазин, оптовик формирует УПД с кодом, который ранее был присвоен этому товару, и подписывает документ электронной подписью.
Розничный продавец. Продавец считывает специальным 2D-сканером код каждой единицы, подтверждая, что получил товар, и обновляет данные в системе «Честный знак».

Когда продукт продают конечному потребителю, продавец еще раз сканирует код. Если, например, истек срок годности, система выдаст предупреждение, что товар не может находиться в продаже, и кассир не сможет ее завершить. Если с товаром все в порядке, кассир пробивает код через онлайн-кассу, а та передает оператору фискальных данных сведения о продаже. Эти сведения уходят в ФНС и одновременно данные о коде отправляются в систему маркировки. Там фиксируется вывод товара из оборота.
Маркетплейсы и продавцына маркетплейсах. С 1 марта 2023 года маркетплейсы обязаны передавать в «Честный знак» данные о выводе маркированных товаров, даже если по договору они оказывают только информационные услуги или услуги хранения и доставки. Это должно облегчить работу продавцам — им не придется выводить из оборота коды на товары, которыми они торгуют. Раньше после продажи товара маркетплейс передавал коды реализованной продукции продавцу и тот сам выводил ее из оборота.
То есть теперь все маркетплейсы стали полноценными участниками оборота маркированных товаров. И при продаже через маркетплейс товара без маркировки или при отсутствии сведений в системе «Честный знак» о реализации маркированного товара площадку оштрафуют.
Нововведения касаются только торговли по модели FBO — когда товар продается со склада маркетплейса. Если ИП или компания работает по модели FBS, то есть доставляет товары со своего склада, — данные о выводе товаров через систему она регистрирует сама.
Дистрибьюторы. Компании или ИП, которые закупают у производителя товары крупным или мелким оптом и поставляют их розничным продавцам или другим посредникам, приравниваются к оптовым продавцам. То есть они работают с маркировкой так же, как оптовики.

Штрафы и другие санкции в сфере маркировки

Всю обнаруженную немаркированную продукцию конфискуют сотрудники Роспотребнадзора, а потом по решению суда ее уничтожат.
ИП, компании и руководители фирм за отсутствие маркировки или неправильную работу с ней могут получить штрафы, отправиться на принудительные работы или попасть в тюрьму.

Уголовная ответственность может наступить, если товары без маркировки или с поддельными марками произвели или продали на большую сумму, или — на языке УК РФ — «в крупном или особо крупном размере». За это руководителя компании или ИП могут приговорить:

  1. к штрафу до 300 000 ₽;
  2. принудительным работам до 3 лет;
  3. лишению свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 ₽.

За то же нарушение, но по предварительному сговору наказание будет еще строже. В частности, лишить свободы могут на срок до 4 лет.
Суммы, за которые штрафуют, различаются в зависимости от вида немаркированной продукции. Например, для обуви, одежды, шин, парфюмерии, сигарет крупный размер продаж — это 2 250 000 ₽, а особо крупный — 9 000 000 ₽. Для продуктов питания крупный размер — это 400 000 ₽, а особо крупный — 1 500 000 ₽. Для табака и спиртного без специальных акцизных марок — 100 000 ₽ и 1 000 000 ₽ соответственно.

Запишитесь на бесплатную консультацию по маркировке

Balance Light
+7 (495) 128-96-25 доб. 100
info@balancelt.ru

г. Москва, проезд Ольминского,
дом 5, 8 этаж, офис 857
  • Договор-оферта
  • Политика обработки персональных данных
Хочу быть в курсе всего