Статьи

Комплаенс: что это, и для чего он нужен?

В мире, который меняется очень быстро, единственная рисковая стратегия — не рисковать.
(с) Марк Цукерберг
Каждая организация, ведущая хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, является регулируемой законодательными и нормативными актами государства, а значит под их влиянием несет на себе юридическую и экономическую ответственность.
Должностные лица, которые управляют процессами и результатом деятельности организации, также несут на себе данную ответственность и должны в своей профессиональной и деловой деятельности придерживаться определённых правил, просчитывать уровень риска в проводимых сделках и быть на шаг впереди Исполнителя или Заказчика.

Как достичь осознанности в понимании того, какими законами и нормативными актами регулируется ваша организация?

Как предупреждаются нарушения законодательства и нормативных актов?
Да и возникал ли этот вопрос у наших предпринимателей, или до сих пор играет в нашем сознании ведение дел «на авось»?
Итак, попытаюсь прояснить немного ситуацию.

С чего начать, и что вам может помочь в будущем при регламентации вашего бизнеса и его постановки на более высокий уровень развития деловой активности с использованием современных инструментов?

Позвольте представить вам такую молодую категорию деятельности в Российской Федерации, как «внутренний аудит».
Ему насчитывается у нас только 30 лет, в то время, как в странах Запада данная категория начала развиваться с начала ХХ столетия с ростом корпоративного бизнеса.
В основе внутреннего аудита лежит один из принятых в 2002 г. в США законов «Закон Сарбейнса-Оксли».
Причиной его принятия стал грандиозный финансовый скандал, который привел к потере инвесторов таких корпораций, как Enron, Worldcom, Parmalat, из-за снижения уровня доверия к их финансовой отчетности.
Так вот, данный закон говорит, что внешние аудиторы должны в обязательном порядке подтверждать наличие и функционирование системы внутреннего аудита.
В обязательном порядке данный закон исполняют все акционерные общества на территории США или иной страны, ценные бумаги которых зарегистрированы в Комиссии США и Великобритании, а также система внутреннего аудита обязательна при привлечении западных инвесторов.
Комплаенс в свою очередь является одной из целей внутреннего аудита, к которым относится проверка на требования законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность организации (второе название комплаенса — это «аудит на соответствие»).
Основная цель проверки при проведении комплаенс-аудита — это оценка соблюдения организацией процедур и правил, предписанных внутренними положениями и/или государством.
К такому типу проверок относят, например:
  1. Проверку контрактов, заключенных фирмой, на соответствие действующим нормам и законодательству;
2. Проверку порядка выдачи заработной платы сотрудникам на соответствие всем необходимым нормативам;
3. Оценку соответствия требованиям регуляторного законодательства всех сфер деятельности аудируемого лица. Последний вид становится все более востребованным в настоящее время, что обусловлено большим количеством принимаемых законодательных актов и изменений к ним в регулировании разных отраслей экономики.
Компла енс, как функция — это система мер, с помощью которой можно исключить нарушения исполнения (как со стороны менеджмента, так и линейного персонала) норм действующего законодательства, внутреннего регламента, основных положений бизнес эти ки и прочего.
В России основными субъектами внедрения служат участники финансово го рынка под регулированием Банка России, корпорации и предпри ятия, которые ориентированы на меж дународный рынок.
Однако отдельные элементы системы необходимы ком паниям и из других отраслей.

На сегодня, под пристальным взглядом и контролем государства находятся практически все сделки, проводимые организациями на рынке

Каждая сделка может быть проверена на соответствие законным нормам проводимой операции. За счёт данного контроля организация рискует своей репутацией, деньгами (штрафы очень внушительные) и лицензиями (их могут отозвать).
Также контролирующие органы могут приостановить деятельность и признать сделки недействительными, что может привести к потери деловой репутации.

Задача комплаенс-аудита — предоставить существенные гарантии высшему руководству или собственникам бизнеса в соблюдении законодательных и нормативных актов, изучить серьезные юридические и финансовые риски, разработать программы по их предотвращению и выработать функции контроля на всех этапах исполнения

Комплаенс-функции зависят от целей проводимых мероприятий:
  1. Когда необходима проверка на наличие того, что не делается и что нужно срочно делать, чтобы предупредить риски. Также если делается то, что уже не нужно (т.к. нормативные и законодательные акты могут быть устаревшими или изменёнными, а организация по их исполнению всё ещё может нести расходы), будет рекомендовано перестать это делать.
  2. Когда менеджменту компании понятно, что нужно делать, но нет понимания, как реализовывать функции, а главное, — как контролировать надлежащее исполнение. Здесь внутреннему аудитору, требуется понимание первоисточника риска и технологии его контроля и смягчение риска.
Например, раннее в моих статьях рассматривался вопрос оптимизации налогов, но важно не только экономить на их уплате. Важно и очень важно соблюдать регуляторную налоговую нагрузку, иначе организация может попасть под выездную налоговую проверку.
3. Иногда важно также выявить и обосновывать ненужные риски, т.к. они могут увеличивать себестоимость выпускаемой продукции и снижать прибыль или стоимость содержании компании.
4. Дальнейшими шагами будет осуществление традиционных аудиторских действий (то есть просто контроль соблюдения выработанных требований и технологий).

Высшее руководство или собственники бизнеса могут увеличить стоимость компании и улучшить ее имидж и деловую активность, используя внутренний аудит для управления комплаенс-рисками и усиления комплаенс-контроля, а для этого необходимо:

  1. Внедрить функцию комплаенс в компании;
2. Определить координатором решения задач комплаенс-контроля руководителя уровня заместителя генерального директора;
3. Поручить внутреннему аудитору осуществление независимой оценки эффективности комплаенс-контроля;
4. Требовать от него выполнения комплаенс-аудита надлежащим образом и эффективно.
Желаю вашему бизнесу сниженных рисков и высоких прибылей! Если есть вопросы по теме рада ответить и разъяснить!