В мире, который меняется очень быстро, единственная рисковая стратегия — не рисковать.
(с) Марк Цукерберг
(с) Марк Цукерберг
Каждая организация, ведущая хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, является регулируемой законодательными и нормативными актами государства, а значит под их влиянием несет на себе юридическую и экономическую ответственность.
Должностные лица, которые управляют процессами и результатом деятельности организации, также несут на себе данную ответственность и должны в своей профессиональной и деловой деятельности придерживаться определённых правил, просчитывать уровень риска в проводимых сделках и быть на шаг впереди Исполнителя или Заказчика.
Как достичь осознанности в понимании того, какими законами и нормативными актами регулируется ваша организация?
Как предупреждаются нарушения законодательства и нормативных актов?
Да и возникал ли этот вопрос у наших предпринимателей, или до сих пор играет в нашем сознании ведение дел «на авось»?
Итак, попытаюсь прояснить немного ситуацию.
С чего начать, и что вам может помочь в будущем при регламентации вашего бизнеса и его постановки на более высокий уровень развития деловой активности с использованием современных инструментов?
Позвольте представить вам такую молодую категорию деятельности в Российской Федерации, как «внутренний аудит».
Ему насчитывается у нас только 30 лет, в то время, как в странах Запада данная категория начала развиваться с начала ХХ столетия с ростом корпоративного бизнеса.
В основе внутреннего аудита лежит один из принятых в 2002 г. в США законов «Закон Сарбейнса-Оксли».
Причиной его принятия стал грандиозный финансовый скандал, который привел к потере инвесторов таких корпораций, как Enron, Worldcom, Parmalat, из-за снижения уровня доверия к их финансовой отчетности.
Так вот, данный закон говорит, что внешние аудиторы должны в обязательном порядке подтверждать наличие и функционирование системы внутреннего аудита.
В обязательном порядке данный закон исполняют все акционерные общества на территории США или иной страны, ценные бумаги которых зарегистрированы в Комиссии США и Великобритании, а также система внутреннего аудита обязательна при привлечении западных инвесторов.
Комплаенс в свою очередь является одной из целей внутреннего аудита, к которым относится проверка на требования законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность организации (второе название комплаенса — это «аудит на соответствие»).
Основная цель проверки при проведении комплаенс-аудита — это оценка соблюдения организацией процедур и правил, предписанных внутренними положениями и/или государством.
К такому типу проверок относят, например:
- Проверку контрактов, заключенных фирмой, на соответствие действующим нормам и законодательству;
2. Проверку порядка выдачи заработной платы сотрудникам на соответствие всем необходимым нормативам;
3. Оценку соответствия требованиям регуляторного законодательства всех сфер деятельности аудируемого лица. Последний вид становится все более востребованным в настоящее время, что обусловлено большим количеством принимаемых законодательных актов и изменений к ним в регулировании разных отраслей экономики.
Компла енс, как функция — это система мер, с помощью которой можно исключить нарушения исполнения (как со стороны менеджмента, так и линейного персонала) норм действующего законодательства, внутреннего регламента, основных положений бизнес эти ки и прочего.
В России основными субъектами внедрения служат участники финансово го рынка под регулированием Банка России, корпорации и предпри ятия, которые ориентированы на меж дународный рынок.
Однако отдельные элементы системы необходимы ком паниям и из других отраслей.
На сегодня, под пристальным взглядом и контролем государства находятся практически все сделки, проводимые организациями на рынке
Реализуется это через Закон ФЗ №115 «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА».
Каждая сделка может быть проверена на соответствие законным нормам проводимой операции. За счёт данного контроля организация рискует своей репутацией, деньгами (штрафы очень внушительные) и лицензиями (их могут отозвать).
Также контролирующие органы могут приостановить деятельность и признать сделки недействительными, что может привести к потери деловой репутации.
Задача комплаенс-аудита — предоставить существенные гарантии высшему руководству или собственникам бизнеса в соблюдении законодательных и нормативных актов, изучить серьезные юридические и финансовые риски, разработать программы по их предотвращению и выработать функции контроля на всех этапах исполнения
Комплаенс-функции зависят от целей проводимых мероприятий:
- Когда необходима проверка на наличие того, что не делается и что нужно срочно делать, чтобы предупредить риски. Также если делается то, что уже не нужно (т.к. нормативные и законодательные акты могут быть устаревшими или изменёнными, а организация по их исполнению всё ещё может нести расходы), будет рекомендовано перестать это делать.
- Когда менеджменту компании понятно, что нужно делать, но нет понимания, как реализовывать функции, а главное, — как контролировать надлежащее исполнение. Здесь внутреннему аудитору, требуется понимание первоисточника риска и технологии его контроля и смягчение риска.
Например, раннее в моих статьях рассматривался вопрос оптимизации налогов, но важно не только экономить на их уплате. Важно и очень важно соблюдать регуляторную налоговую нагрузку, иначе организация может попасть под выездную налоговую проверку.
3. Иногда важно также выявить и обосновывать ненужные риски, т.к. они могут увеличивать себестоимость выпускаемой продукции и снижать прибыль или стоимость содержании компании.
4. Дальнейшими шагами будет осуществление традиционных аудиторских действий (то есть просто контроль соблюдения выработанных требований и технологий).
Высшее руководство или собственники бизнеса могут увеличить стоимость компании и улучшить ее имидж и деловую активность, используя внутренний аудит для управления комплаенс-рисками и усиления комплаенс-контроля, а для этого необходимо:
- Внедрить функцию комплаенс в компании;
2. Определить координатором решения задач комплаенс-контроля руководителя уровня заместителя генерального директора;
3. Поручить внутреннему аудитору осуществление независимой оценки эффективности комплаенс-контроля;
4. Требовать от него выполнения комплаенс-аудита надлежащим образом и эффективно.
Желаю вашему бизнесу сниженных рисков и высоких прибылей! Если есть вопросы по теме рада ответить и разъяснить!